История музея

Исторический музей Покровский собор Палаты Романовых Музей войны 1812 года

История музея
Государственный исторический музей – крупнейший музей национальной истории Российского государства. Здесь хранятся бесценные памятники археологии, нумизматики, древнерусской живописи и книжности, оружие, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Коллекции музея насчитывают около 5 миллионов музейных предметов и более 14 миллионов листов документальных материалов.

Основание музея

После поражения в Крымской войне 1853-1856 гг. прогрессивная часть русского общества стремилась восстановить историческое величие России. В мае 1872 г. в Москве открылась Всероссийская Политехническая выставка, приуроченная к 200-летию рождения Петра Великого. Инициаторами создания Исторического музея выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя и исследованиям древнего Херсонеса, проведенным выдающимся русским ученым Алексеем Сергеевичем Уваровым (1825-1884). 

уваров.jpg
А.С. Уваров

В декабре 1871 г. один из учредителей Севастопольского отдела полковник Н.И. Чепелевский обратился с письмом к наследнику цесаревичу Александру Александровичу (1845-1894), будущему императору Александру III. В ходатайстве говорилось о создании  в Москве музея, в котором предполагалось "собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства". В январе 1872 г. прошение поддержал участник обороны Севастополя, министр государственных имуществ генерал  А.А. Зеленой. На его докладной записке наследник написал: "Государь разрешил это дело". 
9 февраля 1872 г. было получено "высочайшее соизволение" на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея. 

В экспозиции предстояло представить значительный временной период – с доисторических времен до эпохи правления Александра II. Кроме экспозиционных отделов в музее планировалось открыть библиотеку с читальным залом и аудиторию для "ученых лекций  и общедоступных чтений". 
 В январе 1873 г. были утверждены "Общие основания музея", в которых была сформулирована его основная цель – ""служить наглядной историей главных эпох русского государства". Первый музейный Устав, составленный графом А.С. Уваровым, был утвержден Александром II в августе 1874 г. 
Н.И. Чепелевский и А.С. Уваров разработали научную программу музея, определившую планировку будущей экспозиции. За каждым залом первого и второго этажей закреплялся определенный исторический период. 
Весной 1874 г. под строительство музея была отведена территория на Красной площади между Сенатской и Никольской башнями. Рядом, между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами, находилось владение Московской городской думы, где в XVIII в. размещались старинная Главная аптека, а затем основанный  М.В. Ломоносовым Московский университет. Дума планировала построить здесь собственное здание, однако 16 апреля 1874 г. приняла решение безвозмездно передать владение Историческому музею. 
С момента основания музей являлся общественным учреждением, существовавшим на пожертвования и "самостоятельные средства". В 1874 г. его основной капитал насчитывал 154 тыс. рублей, поступившие от И.А. Кононова и И.И. Зайченко. Управление музея решило взять ссуду в 1 млн 260 тыс. рублей. Этот финансовый долг удалось погасить только через 28 лет,  не без помощи государственных субсидий. 

площадка.jpg
Строительная площадка на месте будущего здания музея. 1876 г.

Строительство здания музея.

Архитектурный образ музея был определён в декабре 1873 г. Он был ориентирован на Покровский собор (1555-1561) и близкие памятники древнерусского зодчества XVI-XVII вв. 
Художник-архитектор Владимир Осипович Шервуд (1832-1897) выполнил первые эскизы фасадов, а их более детальная проработка началась после окончательного утверждения места строительства здания. Летом 1874 г. к проектным работам присоединился инженер Анатолий Александрович Семенов (1842-1917). Шервуд представил эскизы фасадов, напоминавших сложные театральные декорации. Такой подход не удовлетворил Ученую комиссию. В.О. Шервуд и А.А. Семенов подготовили другой проект. Для оформления фасадов они использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкине, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов. Этот проект под девизом "Отечество" был рекомендован к строительству. С особым вниманием Шервуд отнесся к фасаду, обращённому на Красную площадь. Здание музея "уравновесило" Покровский собор, не умалив его композиционной роли. Закладка здания состоялась 20 августа 1875 г. В.О. Шервуд предлагал оформить экспозиционные помещения живописными панно и скульптурными композициями на исторические темы, а стены, свободные от живописи, - насыщенной резьбой. 

Шервуд.jpg
В.О. Шервуд

Музейным экспонатам Шервуд отводил второстепенную роль, что вызвало решительный протест А.С. Уварова: "Здание русского исторического музея должно служить вместилищем тех памятников, в которых выразился весь быт русского народа. Собрать такие памятники и разместить их согласно требованиям науки, вот первая главная задача Музея … Украшенные и расписанные стены Музея без памятников будут как труп без души". Дальнейшее сотрудничество В.О. Шервуда с Историческим музеем стало крайне сложным, и последующее проектирование фактически перешло к А.А. Семенову. 

шервуд1.jpg
Проект В.О. Шервуда

Здание музея длиной 117 и шириной 52 метра располагалось вдоль склона Боровицкого холма, у основания которого протекала заключенная в 1818 г. в трубу река Неглинная. Рельеф местности определил планировку подвала и цокольных этажей. Большой и два малых внутренних двора, предназначавшихся для доставки товаров на склады, были разделены выстроенным в 1889 г. поперечным корпусом. В нем разместилась аудитория с уникальной акустикой, рассчитанная на 500 слушателей. 
В начале 1910-х гг. из-за нехватки площадей для хранения фондов лекционный зал аудитории разобрали. На его месте а 1914 г. появилась библиотека, архив, отдел рукописей и старопечатных книг, построенные по проекту И.Е. Бондаренко (1870-1946). Главный вход в музей был устроен со стороны Красной площади. Справа и слева от сеней – широкие мраморные лестницы. Над цокольными этажами – два основных этажа с кольцевыми анфиладами экспозиционных залов. А.А. Семенов строго контролировал качество работ и стройматериалов. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где широко применялись новейшие материалы и технические разработки. Кирпичная кладка велась не только на известково-песчаном, но и на цементном растворе; в стенах были предусмотрены каналы для вентиляции, отопления, водопровода и водостока; поэтажные перекрытия были выполнены из металла. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством кирпичной кладкой наружных стен и шатровых башен. 
В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. С 1876 г. государство стало выделять музею 200 тыс. рублей в год, но значительная часть этих денег уходила на погашение кредита. Через два года субсидии прекратились в связи с увеличением государственных расходов, связанных с русско-турецкой войной. В 1877-1878 гг. ушли в отставку Н.И. Чепелевский и А.С. Уваров, а в 1879 г. был отстранен от дел В.О. Шервуд. Работы остановились почти на три года. Строительство музея возобновилось в 1881 г., когда Москва стала готовиться к коронации Александра III. 
В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен младший брат императора – великий князь Сергей Александрович (1857-1905). Товарищем председателя, то есть фактическим директором – А.С. Уваров. К открытию музея предстояло выполнить архитектурно-художественное оформление Парадных сеней, залов № 1-8, "А", "Б", "В". 

СА.jpg
Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна

А.С. Уваров пригласил к сотрудничеству архитектора А.П. Попова (1827-1887) и А.А. Семенова. Были разработаны чертежи оконных рам. На шатрах и кровлях музея были установлены геральдические скульптуры и прапоры с поворотными механизмами, что позволяло им выдерживать ветровые нагрузки. Шатры четырех высоких башен венчали двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и с башен Кремля. На малых шатрах поместили льва и единорога под императорской короной, изображения которых скопировали с древней печати московского Печатного двора. 
На двух прапорах, украшающих шатры над входом в музей, находятся даты "1875" и "1883" (годы закладки здания и открытия музея). Полы первого этажа были украшены мозаиками, пол Парадных сеней и ступени лестниц выполнены из каррарского мрамора. Известным русским живописцам были заказаны исторические реконструкции на разработанные учеными сюжеты. Для оформления зала № 2 В.М. Васнецов написал фриз "Каменный век", для зала №4 Г.И. Семирадский выполнил два живописных полотна "Похороны руса в Булгаре" и "Ночные жертвоприношения" (сейчас – в зале № 8). Зал "Б" украсила панорама Керченского пролива, созданная И.К. Айвазовским. Позднее в отделке залов приняли участие В.А. Серов, С.А. Коровин, И.Е. Репин. А.С. Уваров не только находил и приобретал подходящие коллекции для нового музея, но и передал часть собственных. Благодаря Уварову фонды музея пополнились археологическими древностями, слепками и копиями декоративных элементов киевских и новгородских храмов и большим собранием рисунков и фотографий. 
К открытию музея в 1883 г. Уваров издал каталог "Императорский Российский Исторический музей. Указатель к первым десяти залам". 27 мая 1883 г., завершая коронационные торжества, музей посетила императорская семья – Александр III и его супруга Мария Федоровна. Осмотрев залы, царь выразил желание, чтобы устройство музея было успешно продолжено. 2 июня 1883 г. Императорский Российский исторический музей был открыт для широкой публики. В глазах российских коллекционеров музей становится самым достойным местом для помещения реликвий на вечное хранение с пользой для общества. Крупные дары поступали от знатных семейств – Голицыных, Уваровых, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых. 29 декабря 1884 г. умер граф А.С. Уваров. 

Забелин.jpg
И.Е. Забелин

Товарищем председателя с апреля 1885 г. был назначен Иван Егорович Забелин (1820-1908), с 1874 г. принимавший самое деятельное участие в создании музея. В оформлении музейных интерьеров И.Е. Забелин придерживался принципов своего предшественника, однако из-за ограниченных финансовых возможностей отделка шла медленно и прерывалась на годы. Архитектором Н.В. Никитиным (1828-1913) были оформлены Новгородский и Владимирский залы (№ 9, 10). П.С. Бойцов (1849-1918) спроектировал оформление Суздальского, Ростовского и Московского залов (№ 11-13). Мастера из Палеха к 1903 г. окончили оформление залов эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени (№ 17-21). Залы Западной Руси и Литвы, Ивана III и Василия III (№ 14-16) и залы второго этажа до революции оформить не удалось. Эти залы иногда использовались художниками как мастерские – здесь работали В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов. В конце XIX - начале XX вв. в стенах музея проходили художественные, исторические, этнографические и литературные выставки, заседания съездов и научных обществ. В годы Первой мировой войны в залах хранились исторические реликвии, эвакуированные из западных губерний России.

1914.jpg
Фото 1914 г.


шервуд.jpg
Проект В.О. Шервуда

Музей в первые десятилетия после Революции

Динамичное развитие музея было прервано революционными событиями 1917 г. В дневнике выдающегося археолога В.А. Городцова можно найти запись от 28 апреля 1917 года: "В открытые залы музея вошел солдат-малоросс и начал кричать: "Вот куда наши трудовые гроши тратят: строят миллионные домы для хранения поганых черепков и никуда не годных бумаг! Товарищи! – обратился солдат к сбежавшейся публике, – весь этот навоз нужно выбросить вон, а в доме устроить фабрику!". Произошло движение. В музее оказалось много солдат и чернорабочих, и они, видимо, разделяли взгляды оратора". 

городцов.jpg
В.А. Городцов

В первые послереволюционные годы в фонды музея влились собрание древностей, рукописей и библиотека Уваровых, собрание серебра А.А. Бобринского, коллекции серебра, фарфора и стекла Н.М. Миронова, три клада киевского Михайловского Златоверхого монастыря. собрание рукописных и старопечатных книг А.И. Хлудова, архив Куракиных, нумизматическое собрание П.В. Зубова. 
В конце 1920-х – 1930-е гг. архитектурное наследие Москвы понесло огромные потери. Были снесены часовня Иверской иконы Божией Матери, Воскресенские ворота, соединявшие здания Исторического музея и Московской городской думы, Казанский собор. В 1935 г. лишились всех геральдических эмблем шатровые завершения Исторического музея. В 1936 г. было скрыто под слоем извести красочное убранство Парадных сеней, прославлявшее правление династий Рюриковичей и Романовых. Не избежали переделок и экспозиционные залы музея. Была забелена живопись на сводах Новгородского, Владимирского, Суздальского залов; в Московском зале, залах Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени помимо этого были сбиты порталы и карнизы. От уничтожения удалось спасти исторические интерьеры залов каменного, бронзового, железного веков, эллино-скифского зала. Уцелело убранство трех литерных залов. К 20-летию советской власти музею предстояло заново оформить 13-21-й залы первого этажа в соответствии с "идеологически выдержанным" тематико-экспозиционным планом. Новые реорганизационные веяния велись под лозунгом "лицом к марксизму", "лицом к массам", "лицом к политике". Преследовался академизм в музейной работе. 

В 1937 г. в залах второго этажа открылась Всесоюзная Пушкинская выставка. Специально отремонтированные для выставки залы получили отделку в стиле пушкинского времени. Это оформление сохранилось до наших дней. По завершении Пушкинской выставки все представленные на ней экспонаты, включая принадлежавшие ГИМ, были переданы во вновь образованный Всесоюзный музей А.С. Пушкина. Все усилия были направлены на создание постоянной экспозиции, которая к началу Великой Отечественной войны расположилась в 23 залах и охватывала период от палеолита до середины XVIII в. Наряду с основной экспозицией проводились и тематические выставки юбилейного и историко-этнографического характера: "К 125-летию Отечественной войны 1812 г.", "375 лет первой печатной книги в России", "К 175-летию Великой французской революции", "Украина и Белоруссия в XVII-XIX в.", "Народы Северного Кавказа в первой половине XIX в.". Выставлялись экспонаты из последних экспедиций и новые приобретения закупочной комиссии. 
1917.jpg
Парад революционных войск. 1917

Музей в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война резко нарушила все творческие планы по развитию и обновлению экспозиций Исторического музея. На протяжении всей войны сотрудники музея продолжали работу по сохранению экспонатов и трудились над созданием временных выставок. За три тяжелых военных года сотрудниками ГИМ было собрано свыше 12000 памятников и документов, раскрывающих различные этапы борьбы советского народа с фашизмом. 
В срочном порядке к концу октября 1941 г. была создана выставка "Оборона Москвы", основанная на материалах фотохроники ТАСС. В мае 1942 г. в трех залах музея открылась выставка, посвященная разгрому немецких войск под Москвой. На протяжении 1943-1944 гг. эта выставка пополнялась новыми материалами и экспонатами, в том числе присылаемыми с фронта, и увеличилась практически вдвое. 
Частые бомбежки ставили под угрозу целостность ценнейших фондовых коллекций музея, поэтому уже в самом начале войны наиболее ценные экспонаты были упакованы в 680 ящиков и отправлены в Хвалынск на Волге. По мере приближения фронта экспонаты были перебазированы на восток, в Кустанай. Здесь сотрудники музея продолжили свою работу, устраивая в местном краеведческом музее небольшие выставки патриотического характера, посвященные славе русского воинства в прошлых веках. 

За всю историю существования музея он прервал свою работу на 8 дней подряд только один раз. Это произошло в самый тяжелый период обороны Москвы. 30 октября 1941 г. здание Исторического музея пришлось закрыть: из-за бомбежек были разбиты окна. Но в день парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. музей вновь принял посетителей и уже не закрывался. 
В 1942 г., когда фронт отодвинулся от столицы, возросло и число посетителей музея, перевалив за 86000.

Пятышева
Н.В. Пятышева

Заметное оживление в жизни музея началось в 1944 г., когда из эвакуации вернулась большая часть фондов. В том же 1944 г. настоящий подвиг совершила сотрудник музея Наталья Валентиновна Пятышева, вывезшая при помощи военных из только что освобожденной от фашистов Керчи в музей 5-тонный мраморный саркофаг IV в. до н.э., приготовленный немцами для отправки в Германию.
танки.jpg
Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади

Музей в 1950-е - 2000-е гг.

В 1957 г. на первом и втором этажах ГИМ наконец открылась экспозиция, охватившая период с доисторических времен до конца XIX в. В 1963 г. постоянная экспозиция была доведена до 1917 г. 
К началу 1980-х гг. огромное здание музея нуждалось в капитальном ремонте и реконструкции. Была проведена оценка разрушений и повреждений, полученных в 1936-1937 гг. В конце 1980-х гг. из-за недостатка бюджетного финансирования реставрация была надолго остановлена. Ситуацию спасло вмешательство премьер-министра Российской Федерации В.С. Черномырдина. 
В 1982 г. Постановлением ЦК КПСС Исторический музей был утвержден головным музеем в области музееведения и разработки проблем отечественной истории дореволюционного периода. Указом Президента РФ от 18 декабря 1991 г. Исторический музей был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России. 11 июля 1994 г. Положением, утвержденным Правительством РФ, Исторический музей был определен в качестве головного научно-методического центра для исторических и краеведческих музеев России. 
Над реставрацией и реконструкцией Исторического музея в 1986-2002 гг. трудились сотни специалистов. Особая страница в истории музея – раскрытие живописи Парадных сеней, вернувшее уникальному интерьеру былое величие. Недостаток площадей потребовал перекрытия внутренних дворов музея, в результате чего появились новые холлы, просторный выставочный зал и Половецкий дворик, украшенный каменными изваяниями кочевников и фонтаном. В 1997 г. четырем угловым башням музея вернули навершия в виде двуглавых орлов, а промежуточным башенкам – львов и единорогов. 9 сентября 1997 г., в дни празднования 850-летия Москвы, для посетителей открылись отреставрированные Парадные сени, литерные залы "А", "Б", "В" и залы №1-8. В 2002 г. завершилась реставрация остальных залов, а в 2006 г. открылась постоянная экспозиция, охватывающая историю России с древнейших времен до конца XIX столетия. 
В июне 2003 г. директор и шесть сотрудников Исторического музея стали лауреатами Государственной премии Российской федерации за плодотворную и активную выставочную деятельность. 
В 2009 г., в преддверии празднования 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, Правительством РФ было принято решение о создании музея 1812 года на основе фондов Исторического музея. Для показа уникальной коллекции решено было перекрыть двор между главным и административным зданиями бывшего музея В.И. Ленина. Здесь был построен специальный двухэтажный павильон. 4 сентября 2012 г. состоялось торжественное открытие Музея Отечественной войны 1812 года. На церемонии присутствовал председатель Правительства Российской Федерации  Д.А. Медведев. 

file_7424x4924_000010.jpg
Исторический музей. Вид с Манежной площади. 2016 г.

Расскажите друзьям о музее:

Распечатать страницу

Экскурсии Медиапортал События и выставки